ГЛАЗ, ВВИНЧЕННЫЙ В... - 2

Часть первая:

Советы постороннего

    Прошло примерно года полтора со времени публикации в «Моем Королевстве» статьи «Глаз, ввинченый в...», посвященной видеосъемкам игр. Среди прочих умных и не очень умных мыслей, которые я там высказывал, была и такая: вот куплю камеру, и окажусь среди тех, кого только что лиценеприятно критиковал.

    Камерой я обзавелся, и попал с нею на следующие события: «Завоевание Рая», «Зиланткон-97», Чугункон-98», «Ведьмак-98»(Москва), «Русь в огне»(Саратов), «Колесо Времен»(Москва) и «Волки Одина»(Питер). (Рекламная пауза: все эти записи можно заказать и приобрести!). Наснималось довольно-таки много, и глядя на результаты своих трудов решил я дополнить теоретические построения из предыдущей статьи опытом из практики. Надеюсь, что кому-то это поможет.

1. Немного о железе.

    Средний ролевик - человек небогатый, и нет смысла говорить о камерах ценой порядка 1500 долларей. Но сейчас вполне реально купить аппарат системы «дешево и сердито» за 300-500, или «почти крутой» за 700-800 - имеются в виду цены на новые аппараты. Подержаные, но рабочие стоят на 100-150 денег дешевле. Но в любом случае перед покупкой стоит изучить рынок.
    Из личных ошибок: моей первой камерой был Самсунг-К70 за 380$, а теперь я его сменил на Сони-TRV24E за 800$ в магазине. Потом увидел ее же за 700$ на Горбушке. Сто баксов разницы - цифра заметная!
Позволю себе дать несколько рекомендаций для камер в этих границах:
    - Вопрос выбора стандарта «VHS-Compact или же Video-8» не самый важный. У каждого стандарта есть свои преимущества (VHS-C можно смотреть на обычном видаке, зато его увесистая кассета всего на 60 минут максимум, а у Video-8 двухчасовая кассета - размером с магнитофонную). И, по-моему, совсем уж не стоит брать камеру, работающую на полноразмерную VHS-кассету. Качество съемки может быть и лучше чуток, но таскать этот чемодан с собой...
    - Гораздо важнее присмотреться к конструкции камеры. Аппарат для игр должен быть как можно более неприхотливым и защищеным. Пример: у камер Сони щель крышки кассетника расположена сверху, и снимать в дождь попросту опасно.
Из личных ошибок: я об этом не подумал, и теперь мучаюсь: то в пакет полиэтеленовый камеру приходится заворачивать, то кепкой прикрывать, причем даже в самую слабую морось. А еще был случай - оступился, и в грязь шмякнулся... Пережил несколько весьма неприятных минут, очищая аппарат!
    У Хитачи или Панасоника кассетник сделан сбоку, что уменьшает риск попадания воды внутрь. А вот с точки зрения защиты объектива наоборот - у Сони автоматическая шторка, закрывающаяся при выключении камеры, а у того же «панаса» крышка ручная, про которую надо каждый раз вспоминать.
    - Еще один момент - распространенность аккумуляторов. Аккумуляторы для Сони или Панасоника распространены гораздо больше и стоят дешевле, чем к примеру для Шарпа. Кроме того, аккумуляторы Сони подходят и корейским аппаратам. В любом случае на аккумуляторах лучше не экономить, и стараться иметь запас (подзарядиться на полигоне - вещь очень нетривиальная) и брать заведомо приличные, хоть они и дороже.
    Из личных ошибок: одновременно с первой камерой я купил парочку дешевых, но ба-альших, якобы двухчасовых, аккумуляторов без роду-племени. Оказалось, что один работает дай бог полчаса, а второй вскоре и вовсе сдох, хотя родной маленький самсунговский честно тянул свои сорок минут.
    - Вопрос цены. Стоит не рваться взять «больше камеры за меньше денег». Многочисленные навороты не всегда имеют смысл, а покупка дорожает на 30-50 процентов. Но и наоборот: когда мне предлагают супер-пупер-пальцы-в-стороны камеру за деньги, за которые продаются простые модели, я начинаю сомневаться.
    Из личного опыта: моей первой камерой был Самсунг-К70 за 380 долларей, простой как первый советский трактор. Этот Самсунь отслужил мне чуть больше года безо всяких глюков, и продолжает трудиться во вторых руках. В то же время рядом за 420 продавался тоже Самсунь, но Hi8 со стереозвуком, десятком эффектов, цветным видоискателем и еще бог знает чем... Я не решился, и думаю, что был прав.
    - Если в кармане денег все-таки порядка 700-800 долларов, то уже имеет смысл выбирать, какие дополнительные функции стоит докупать. Когда я собирался менять «самсунг» на что-то «более другое», то сделал себе такую установку:
    а) Мне нужен откидной экранчик. На играх очень часто приходится снимать из самых диких положений, а целиться «навскидку» я так и не научился. Кроме того, как потом выяснилось, свежая запись может быть применена в качестве «фотофиниша» в спорных моментах, в основном при разборе боевки.
    б) Мне нужен стабилизатор изображения. При съемках с большого расстояния дрожь в руках все портит нафиг, а таскать с собой  штатив - для этого надо быть совсем уж героем.
    в) Мне нужна ручная балансировка белого цвета, или хороший автомат. Самсунг не имел ни того, ни другого, и в результате съемки при искусственном освещении блистали всеми оттенками красного и желтого при полном отсутствии других цветов.
    А вот множество других функций, предлагаемых в разных моделях (русские титры, стереозвук, «лонгплей» и т.д.) я считаю для своих целей лишними.
    Из не-личных ошибок: имели место попытки съемки в режиме лонгплей для экономии места на кассете. Просмотр непосредственно с камеры, на которую снимали, давал приемлемое качество, но при переписывании с этой записью начинались беды гораздо раньше, чем с эпизодами снятыми в нормальном режиме.

2.Орк-вопросы. (Эльфам и прочим тоже полезно!)

    Перед тем, как ехать на игру с камерой, нужно для себя твердо решить: либо ты играешь, либо ты снимаешь. Но ни в коем случае вперемешку - хреново получатся оба дела.
    Из личных ошибок: На «Колесо Времен» я попытался поехать в более-менее активной роли и с камерой. В результате очень много значимых эпизодов прошло мимо с одной стороны, а с другой мельтешащий оператор в прикиде воспринимался либо как глюк без хайратника, либо был совершенно справедливо пинаем по роли безо всякого сострадания к творческим порывам.
    Тут есть два выхода: можно заявить себя как чистого глюка. У меня для такого случая есть шикарный «белый хайратник во всю задницу» - белый комбинезон из магазина «Авиаспецодежда», стоит он 60 рублев на ассигнации, но он того стоит! Хотя, надо заметить, не всем нравится белое привидение болтающееся среди суровых мужиков в железе, а на игре «Волки Одина» меня и вовсе обозвали «Каспером», что мне решительно не нравится.

Это - коллаж Фангорн-Видео, посвященный как раз мне, Касперу, блин...
    И второй вариант: роль, в которой ты имеешь право быть везде и видеть все. На саратовской «Руси в огне» мастера не захотели иметь на полигоне белых глюков, и тогда я заявился византийским летописцем, который в политику-войну не лезет, за это он допускается повсюду, и хотя по идее смертен, но желания прибить не вызывает - нет смысла. Еще один вариант - роль какого-нибудь «орла Манве» или «совы Афины» с сертифицированым правом «пролета» над стенами. Сразу снимается множество проблем.

    Что иметь при себе кроме камеры во время беготни по полигону? Хоть и неудобно, но обязательно надо таскать с собой хотя бы одну запасную кассету и один запасной аккумулятор - пусть даже и маленький. Закон всемирной подлости еще никто не отменял, так что надо хоть как-то противостоять...
    Из личных ошибок - на «Волках» аккумулятор сдох в момент штурма Киева, а там был очень напряженный неигровой момент, запись которого потом очень пригодилась бы при разборе «кто был неправее». А запасной я не прихватил, урод!
    Для ночных съемок очень полезен фонарик или хотя бы свечка в банке. Осветители, прилагаемые к камерам обычно жрут энергию по-черному, а для того чтобы в кадре было хоть что-то видно (обычно при ночных съемках большего и не требуется) свечки вполне хватит.
    Рация... Вопрос, конечно интересный. Она конечно полезна, но только если она с наушниками!
    Из не-личных ошибок. Кто видел записи Аль-Кадима наверное помнит постоянные треск и шипение, сопровождающие съемки...
    Так же стоит таскать при себе хотя бы полиэтиленовый пакет на случай внезапного дождя. Даже если про камеру сказано, что она «брызгозащищеная», это не значит, что она герметичная!

    Обычно, если едешь снимать, то вопроса «игрового взноса» не стоит - разве что специально нужны игровые деньги. Но лучше такие вещи, как и вообще свое появление на игре, заранее обговаривать с мастерами. Впрочем, это уже из серии вещей, которые вроде самоочевидны, да?

    Еще один момент: жратва. Если бегать по полигону с камерой, то приготовить себе еду на личном костерке возможности почти нет. Так что стоит заранее договориться с какой-нибудь командой, сдать туда свои припасы, и попросить оставлять порцию, если на общекомандный прием пищи оператор не успел.

Часть вторая.

Работа над ошибками

    Само собой, что их было больше, но я выбрал те грабли, на которые могут наступить и другие.

    Из личных ошибок. Очень часто у меня в кадре - туловище человека и часть шеи. Головы нет, она где-то за верхним краем экрана.
    По мере практики оказалось, что долго снимать постоянно глядя в видоискатель не так-то просто. Устает и рука, и глаза, и шея... И поэтому тянет снимать навскидку, от пуза, или с поднятой руки. Кроме того, когда смотришь на окружающее своими глазами, а не через стеклышко, больше вероятность увидеть какую-то новую деталь, отследить поворот событий и т.д. Но навестись на цель при «стрельбе с бедра» оказалось не так-то просто, и отсюда такой вот брак. Частично это лечится тем самым откидным экранчиком, но когда он закрыт (экономить энергию надо!) - беда та же.

    Из личных ошибок: съемки на бегу, все трясется, ничего не понятно...
    На самом деле такая ситуация почти неизбежна. Когда вот-вот что-то начнется, то пусть лучше камера снимет лишнего мусора, чем потеряются первые две секунды напряженного эпизода. Потом всегда можно вырезать - и нужно вырезать! Это скорее не к съемкам, а к монтажу: по уму каждый эпизод нужно сначала просматривать, и потом, отмотав назад, переписывать только то, что нужно.
    Но когда монтируешь трехчасовую кассету (это занимает почти целый день) это очень задалбывает, и начинается: «Так... Это что за эпизод, а, драка у дороги! Поехали, пишем... Черт, несколько секунд мельтешения - что из-за них опять все назад мотать? Да ладно, несколько секунд не страшно...» А в результате там несколько секунд, тут несколько секунд - вот уже хорошее впечатление и съелось.

    Из личных ошибок: съемки разговорных эпизодов, когда тебе вроде бы все слышно, а на записи - еле-еле, сплошные шумы и помехи.
Лечится принятием волевого решения - разговорные эпизоды снимать только крупным планом, и не стесняться лезть ближе к игрокам. Они же сами потом спасибо скажут. (Или не скажут. Или скажут, но не спасибо...)
    Но попытаться стоит. Кроме того еще один момент - почему-то многие игроки считают, что говоря тихо, они лучше соответствуют роли. С точки зрения съемки это полная беда, и надо здраво оценивать свои возможности: может быть стоит тормознуть запись, и поберечь аккумулятор для чего другого?
    И еще один момент, связаный со съемкой разговорных моментов - это павильонки. Как показал опыт «Чугункона», снимать павильонки - дело неблагодарное. Одновременно идут десятки длиннющих разговоров вполголоса, которые потом на экране кажутся на редкость занудными. А снимать приходится либо все подряд, ведь никогда не знаешь, когда прозвучит ключевая фраза, либо не снимать вообще.

    Из личных ошибок: некоторые снятые эпизод пропадают бесследно...
    А все очень просто: либо случайно нажал на перемотку, либо кому-то показал отснятое, и забыл отмотать кассету обратно вперед, и начал запись с того места, где она была - и всех делов. Лечится просто: тщательнее надо! Или, если совсем нет времени мотать на нужное место (камера перекручивает пленку не так уж и бодро), то надо по-быстрому ставить другую кассету.

    Из личных ошибок: я хоть и глюк, но тоже жить хочу!
    На "Волках Одина" во время штурма одной из крепостей я увлекся поисками красивого кадра, полез в ров... И так не по-детски получил по башке бревнышком, что на пару секунд перестал воспринимать окружающее.
    Мораль: сам виноват, нечего было лезть туда, где народу не до меня, типа в гущу глобальной сечи. Разбитая башка может быть и заживет, а вот раздолбаная камера (вполне возможный вариант!) сама собой уж точно не починится.

    Из личных ошибок: не все, что происходит в жизни стоит переносить на кассету...
    На самом деле это не то чтобы ошибка, а скорее вопрос идеологический. Например - ко мне подошел человек, и сказал, что возмущен тем, что в фильме про «Ведьмака» есть кадры, как заливают пиво во фляжку + комментарий, дескать «подготовка к игре шла полным ходом». По мнению человека у свежего зрителя это создаст нездоровый образ игр вообще. Или например сцена нудистического купания на «Колесе Времен». По выражению другого человека «...обнаженная натура - это все очень здорово, но зачем давать лишний повод для всякого рода корреспондентов и детских комнат милиции?»
    Кроме того, напомнил он мне, есть категория родителей, которые, считают, что своих детей нужно до восемнадцати лет держать в неведении относительно того, что разница между мальчиком и девочкой не только в том, что в разную сторону пуговицы застегивают. И вполне предсказуема реакция таких родителей: «Ах! Там мое чадо развратить пытаются!».
    Что тут можно сказать? Конечно, некая самоцензура нужна, никто не спорит. Но с другой стороны - съемки-то документальные. И почему-то не хочется каждый раз задумываться - а что по этому поводу скажет дядя милиционер? Тут уж каждый для себя должен решить, что допустимо, а что нет.

Часть третья.

И?

    Да в общем ничего особенного. Я постараюсь следовать своим же советам, чего и всем желаю. А результаты все желающие могут увидеть сами - я продолжаю всячески изображать из себя акулу видеобизнеса и торговать своими записями направо, налево, и в других направлениях.
    Немного о будущем: думаю, что со временем, причем не очень долгим, камер на играх будет все больше и больше, и уже сейчас человек с чем-то видеозаписывающим воспринимается как нечто вполне обычное, хотя года четыре назад отношение было «О! Камера!! Круто!!!» Но тем не менее я призываю операторов относится к своей деятельности серьезно - иначе толку от камеры на игре будет гораздо меньше, чем может быть.
Спасибо за внимание!

Алексей Свиридов

Глаз ввинченный в... 2

Вернуться на страницу "Ролевые игры" Вернуться к содержанию